На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • JREDLON RUSSIA ВВ Охрименко
    Беглов а ты анонсировал день семьи таджиков , узбеков . киргизов и конечно айзеров , про русских ты давно забыл , пот...Александр Беглов ...
  • Александр Лагуткин
    Стал израильтянином. Вот пусть там и трется. Может в Цахал призовут.  Там даже женщины служат.  А в России этой плесе...Рэперу Моргенштер...
  • Ed
    На кой нам это чмо? Забыть и не вспоминать!Рэперу Моргенштер...

Ирина Ольшанская: «Люди, живущие здесь, нуждаются просто в том, чтобы никто не забывал, что они артисты»

«Убежище для престарелых артистов – не богадельня, а дом отдыха до конца жизни для художников сцены, которые за право этого отдыха заплатили вперед, отдав все силы, все нервы и здоровье на служение искусству», – эти слова принадлежат великой русской артистке Марии Савиной, основательнице Дома ветеранов сцены на Петровском острове.

Новый выпуск «Культурного дневника» посвящен истории Дома ветеранов сцены и его постояльцам

Ирина Ольшанская: «История складывается из судеб» Сотрудник музея Дома ветеранов сцены имени М. Г. Савиной рассказала удивительную историю этого места и его домового храма. – Ирина Михайловна, Дом ветеранов сцены стал местом силы для многих творческих людей... – Прежде всего этот дом стал родным для людей, которые в нем живут сейчас и которые жили раньше. История складывается из судеб. Удивительно – дом не  закрывался в течение 128 лет. Его основали Мария Гавриловна Савина и ее супруг Анатолий Евграфович Молчанов. Они создавали дом, чтобы обогреть людей, дать тем, кто пришел сюда, не замену чему-либо, а что-то новое, чего в их жизни еще не было. Потому что сюда приходили жить и сейчас живут самые талантливые российские актеры!  Сегодня сложно представить, что здесь было, когда все разваливалось и рушилось, когда, казалось, не оставалось надежды даже у тех, кто боролся. Исключением были жители дома, у них надежда не гасла никогда. Это они дошли до президента, это они стучались во все инстанции и били во все колокола!  Такое чувство, что ремонт закончился вчера, хотя прошло уже более десяти лет. Это одно из чудес в истории дома. Люди, живущие здесь, нуждаются просто в том, чтобы никто не забывал, что они артисты. Они не пенсионеры, живущие здесь на покое. Это творческие личности, которые хотят, чтобы их приглашали в театры на премьеры, на генеральные репетиции, тем самым отдавали должное не то чтобы их заслугам, а просто относились как к своим коллегам. Как когда-то Александр Николаевич Вертинский, приехав в Ленинград, пришел сюда, потому что дорожил мнением своих коллег и любил их.

– Кто жил в этом доме ранее? – Например, поэтесса Мария Ланг (творческий псевдоним Мария Вега), крестница Марии Савиной. Она вернулась в дом к Марии Гавриловне. Хотя возвращением это назвать нельзя, потому что Ланг здесь не жила ранее, но она вернулась в Россию, в Петербург, в Ленинград после очень длительной эмиграции. У нее столько глубочайших духовно стихотворений о любви к России, русской церкви! Мария Ланг была очень верующей и деликатной. Хотя известность получила благодаря романсу «Черная моль», который написан на ее слова. – В Доме ветеранов сцены находится храм, который создала Мария Савина, будучи глубоко верующей. А он действующий? –  Да. У храма, как и у всего дома, трудная судьба. Он был освящен в  1906 году, а в 1932-м закрыт после ареста последнего настоятеля отца Викторина Добронравова. Когда храм закрыли, убранство было полностью уничтожено. В последующие годы тут некоторое время располагался концертный зал, затем столовая.  Когда началась комплексная реставрация, встал вопрос: а что будет в том пространстве, где была церковь? Не все жители дома понимали, для чего в наши дни нужен храм. Удивительно, что главным двигателем в этом вопросе оказалось отношение к Марии Савиной. Она же не просто создала прекрасный домовой храм. Она обозначила его как главное место в доме. Савина хотела, чтобы актер, получивший право жить здесь, получил еще одно право – право на духовное утешение. Когда в 1915 году отпевали Марию Савину, ее духовник сказал: «Сегодня произошло чудо – впервые актриса будет похоронена в православном храме!» Вот такое разделение театра и церкви Мария Гавриловна сумела преодолеть своей жизнью.

Постояльцы дома ветеранов сцены Татьяна Кабанова: «Устья рек, залив, красота… Ты выходишь утром – душа радуется!» – Татьяна Ивановна, Вертинский появился в вашей жизни гораздо раньше, чем вы стали постояльцем этого дома, в котором Александр Николаевич дал последний концерт в своей жизни. – К теме Вертинского я пришла случайно, когда мы открывали театр «Приют комедианта» с Юрием Томошевским. Я задумывала другую историю – по маленьким пьесам Николая Агнивцева. Но, к сожалению, нигде – ни в театральных библиотеках, ни в архивах – я эти пьесы не нашла, о них есть только воспоминания. Тут-то я и наткнулась на старые ноты Вертинского! И когда я посмотрела тексты, то увидела, что авторами песен Вертинского были поэты Серебряного века. Так и сложилась эта программа, которую поставил Юрий Стоянов в театре «Приют комедианта». В 1987 году мы создали этот театр, и там же состоялась премьера этого спектакля.  Что  касается этого дома, то место это уникальное. Здесь очень хорошо. Устья рек, залив, красота… Выходишь утром – душа радуется! Вечером с мостика, ведущего к Крестовскому острову, открывается потрясающий пейзаж – «Газпром Арена», шикарная башня «Лахта центр».  Как  дом был задуман, так он и продолжает жить. Словно Мария Савина каким-то небесным покровительством сохраняет это пространство. У нас есть акция – в день, когда мы получаем пенсию, все бросают денежку в специальный ящик. Мы собираем деньги для наших бойцов. К нам из госпиталя приезжали военные! Они провели день не в больничной палате, а здесь, среди нас. Им выделили комнатки для отдыха, приготовили обед, мы организовали для бойцов концерт, в котором участвовал скрипач Борис Малей, проживающий в нашем доме. Среди гостей был парень без ноги, который попросил у Бориса разрешения подержать скрипку. Оказалось, он тоже скрипач. – Для  чего нужно творчество в жизни человека?  – Через это мы познаем мир, себя, людей. Происходит какое-то  осмысление жизни. Как  без  книг, искусства? С этого же все начинается!

Ирина Терешенкова: «Театр – это жестокое предприятие» – Ирина Александровна, знаем, что вы увлекаетесь фотографией. – Сейчас в основном идет хроникальная съемка, какие-то эпизоды из нашей жизни. А раньше действительно, когда я ушла из театра, в 1990 году, фотография буквально спасла меня. Двадцать пять лет я верой и  правдой служила Театру имени Ленсовета. Это было прекрасное время, да и сам театр прекрасный. Когда я пришла, то, на мое счастье, труппа только формировалась. Удалось сыграть ряд хороших ролей. При этом так получилось, что через 35 лет им понадобилась возрастная актриса и меня пригласили снова. Я играю трех совершенно разных людей в спектакле «Воскресение» (18+). И я счастлива! – Какой он, ваш Петербург? – При  этом вопросе даже слезы на  глазах появляются сразу! Я не представляю жизни без Петербурга. Когда я была молодая и надо было куда-то уезжать из города, я любила, чтобы меня провожал дождь, чтобы меня встречал дождь. Это особая атмосфера! Город меня многому научил, воспитал, и в какой-то степени у меня появилась внутренняя культура, может, и недостаточная в силу разных причин... Но все то, что у меня есть, – благодаря городу. Я имела счастье жить в центре, буквально в Капелле. Моя любимая прогулка в свободное время проходила по такому маршруту: набережные, Благовещенский мост, потом через Петропавловку… И я не уставала от этой красоты, а впитывала ее. Хотя мне трудно угодить, у меня глаз чувствует свет, композицию. Может, поэтому мне удавались фотографии, даже несмотря на то что я этому специально не училась. – А что бы вы пожелали начинающим актерам, тем, кто только сейчас определяется со своим путем? – Им надо подумать, готовы ли они жертвовать своим самолюбием и характером во имя любви к театру. Театр – это жестокое предприятие.

Людмила Светлова: «Дом раскрывает скрытые резервы» – Людмила Ивановна, как давно вы тут живете? – Я здесь одиннадцатый год. Что мне дал наш дом? Он раскрывает скрытые резервы. Например, я никогда в жизни не написала ни одной строчки никаких литературных произведений. Ни изложений, ни сочинений, никогда в жизни этого не делала. Но, когда я поняла, что хочу поставить спектакль об этих людях, пришлось написать самой пять сценариев, по которым были поставлены четыре спектакля и один фильм. Второе  – я  никогда в  жизни не пела. Но так как в спектакле надо было петь романс, то наш музыкальный руководитель сказал мне: «Пошли». И я пошла. Я могу где угодно заплясать, но на сцене я никогда не танцевала. Приходит балетмейстер, говорит: «Девочки, вперед. Ручка, ножка, осанка!» И мы идем. – Что бы вы пожелали людям, которые только решили стать актерами? – Если уже горит огонек, его не потушишь. Хочешь? Вперед! Вперед за шишками, ошибками, слезами… А  если получится, то это, правда, счастье! – Вы помните свои первые ощущения от Ленинграда?  – Впервые город я увидела, когда мне было 24 года. Меня привез сюда мой свекор со словами: «Я сейчас покажу тебе такой город!» И даже сейчас я будто в первый раз смотрю это чудо!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх