Трамвайное движение в Ленинграде было восстановлено 15 апреля 1942 года
Под мемориальной доской «Подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда» на стене трамвайного парка № 3 лежат алые гвоздики. Именно отсюда 15 апреля 1942 года, отправились первые трамваи после суровой, долгой зимы. И отсюда, спустя 83 года, вновь отправляются те самые блокадные трамваи.
«Любая страна, любое государство, и люди должны бережно относиться к своей истории, тем более, если она трагическая, намоленная, тяжёлая и очень поучительная. И в Ленинграде этому никому учить не надо. Здесь всегда относились с трепетом к блокадным дням. Трамвай в блокаде занимал очень заметное место. Он, фактически стал символом жизни в городе. И именно 15 апреля, после страшной тяжеленной холодной и голодной зимы, поехал трамвай. И его звонок был символом того, что город выстоял», – отметил директор «Горэлектротранса» Денис Минкин. Трамвайное сообщение в осажденном Ленинграде прекратило работу 3 января 1942 года — многие вагоны остались посреди улиц, не доехав до конечных станций, и оставались там неподвижными всю суровую зимнюю пору. Чтобы вернуть трамвайное движение в город, как рассказал начальник группы экспозиционно-выставочных программ Экспозиционно-выставочного комплекса «Горэлектротранса» Павел Ялышев, нужно было подготовить подстанции, перестроив систему охлаждения на них, запастись топливом, перестроить котлы, очистить пути от снега. «Сейчас очень трудно представить объем работ, который нужно было выполнить, и причём в кратчайшие сроки и в условиях блокады. Но, тем не менее, это было сделано», – констатировал Ялышев.Трамваи вернулись в блокадный город громко. Это вагоновожатые жали на педаль звонка, чтобы в Ленинграде услышали. В газетах того времени трамвайный звон сравнили с далеким звоном колоколов Победы Возвращение трамваев на улицы Ленинграда заметили и по ту сторону фронта. «Немцы были удивлены, что в городе, который они считали обреченным, восстановили трамвайное движение. А в городе даже те, кто находился в госпиталях, примкнули к окнам. Жизнь в город вернулась. Это подвиг, который никто не забудет», – уверен сын директора трамвайного парка им. Леонова в годы войны и блокады Константин Шпиллер. Всего на улицы города 15 апреля 1942 года вышло 116 трамваев, 317 вагонов. И среди них были и МС-4, которые выпускали на Кировском заводе, и МСП, они же, но двухвагонные, прицепные. Шли трамваи тогда по пяти маршрутам. На юге – маршруты заканчивались у Нарвских ворот. И именно здесь, спустя 83 года, повернули обратно и блокадные трамваи.
Свежие комментарии