На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Сергей
    А НА ПАРУ НЕДЕЛЬ ХОТЯ-БЫ ДЕПУТАТОВ В ЦИРК - ПУСКАЙ ПОПРЫГАЮТ НА АРЕНЕ - ПОСМОТРИМ, ЧТО ОНИ ТОГДА ЗАПОЮТ...В Госдуме выступи...
  • Амара Карпова
    МЕРЗКАЯ особа🤮🤮🤮Это – не предател...
  • Людмила Лепаева
    Пусть катитсяЭто – не предател...

Владимир Григорьев: «Петропавловская крепость должна «зазвучать» благодаря великолепию своего культурного и исторического наследия»

Новый гендиректор Государственного музея истории города дал первое интервью

Где в Северной столице может появиться музей архитектуры и градостроительства, как будет развиваться территория Петропавловской крепости и какие задачи стоят перед Союзом архитекторов - в первом интервью нового генерального директора Государственного музея истории города и президента Санкт-Петербургского союза архитекторов Владимира Григорьев.

- Владимир Анатольевич, третий год вы занимаете должность президента Санкт-Петербургского Союза архитекторов. Расскажите, пожалуйста, как за это время изменилась работа организации, что принципиально нового удалось привнести? - Во-первых, я считаю верным шагом в цивилизованном обществе избегать революционных преобразований. Мне это казалось правильным, когда я занимал должность главного архитектора Петербурга – председателя Комитета по градостроительству и архитектуре. Я придерживаюсь этой позиции и сегодня, на новом месте работы. Придя в Союз архитекторов, я позволил себе высказать свою позицию о том, что я вижу работу общественной организации, прежде всего, в развитии ее профессиональной деятельности, но не менее важным является и так называемая клубная часть. Союз должен быть местом, где бы проходили события, выходящие за рамки нашей практической деятельности, то есть организация и проведение творческих, художественных, детских, иных тематических собраний. Этими направлениями мы сейчас активно и занимаемся. Что касается профессиональной работы, то сейчас у нас действует 21 совет по направлениям уставной деятельности Союза. Мы постепенно стараемся переформатировать их работу в нужном направлении.
Не так давно был создан Совет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области и северо-запада РФ. Ему поручена координация работы с региональными общественными организациями. В Союзе архитекторов России Петербург является ответственным за Северо-Западный регион. Я, как вице-президент Союза архитекторов России, с удовольствием занимаюсь вопросами координации работы, связанной с развитием региональных отделений. Например, наши архитекторы участвуют в профильных конференциях, где обсуждают проблемы и вопросы развития градостроительной отрасли. Недавно в одной из таких конференций, которая проходила в Политехническом университета имени Петра Великого, как раз принимали участие наши коллеги. На этой же площадке велась работа по определению направлений совместной деятельности с региональными общественными организациями. - В чем заключается клубная деятельность Союза архитекторов? - Во-первых, это организация и проведение выставок, как архитекторов опытных и молодых, так и художников, в том числе и самодельных. Мы возобновили традицию проведения детских ёлок - в этом году прошла уже 3-я детская елка. На площадке нашего Союза проводят концерты классической музыки, а также мероприятия нашей друзей и партнеров. Так, с Фондом содействия восстановлению объектов истории и культуры в Петербурге мы тесно взаимодействуем и проводим на нашей площадке встречи. Например, не так давно с коллегами проводили обсуждение регламента высотного строительства в городе. Обсуждали вопросы градостроительного развития города, вопросы, связанные с Генеральным планом Петербурга, а также новые Правила землепользования и застройки. Кроме того, вместе с администрацией Адмиралтейского района мы проводим бесплатные экскурсии по особняку Половцова и концерты для жителей района. Отдельно на безвозмездной основе проводятся экскурсии для детей и пожилых граждан. - Ведутся ли в особняке Половцова реставрационные работы? - Я начну с самого очевидного. Безусловно, Санкт-Петербургский Союз архитекторов ведёт текущую хозяйственную деятельность, мы следим за содержанием особняка Половцова. Реставрируем мебель, расположенную в нем, поскольку предметы интерьера особняка также находятся в нашем пользовании, и мы обязаны их поддерживать в надлежащем виде. Мы, конечно, проводим все необходимые инженерные работы в здании. Помимо этого, мы планомерно ликвидируем последствия пожара, который произошел в 2018 году в историческом здании. На мой взгляд, мы сделали достаточно серьезных шагов, направленных на возвращение исторического облика Дому архитектора. Во-первых, мы разработали проект реставрации помещений, в том числе Ореховой гостиной, и согласовали его с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). В советское время в помещениях здания проводили несанкционированные перепланировки. Сейчас мы с коллегами завершаем работу по легализации этих работ, уже согласовали проект с КГИОП и сейчас работаем с Городским управлением инвентаризации и оценки недвижимого и движимого имущества. В ближайшей перспективе планируем согласовать проект в районной межведомственной комиссии. Мы также починили крыльцо... - Владимир Анатольевич, есть ли необходимость в приобретении дополнительных помещений для работы общественной организации? - На сегодняшний день, думаю, нет. Для правления организации достаточно здания на Большой Морской улице. При этом Союз располагает на правах аренды более 40 творческими мастерскими – нежилыми помещениями в мансардных и цокольных этажах зданий, расположенных преимущественно в центре Петербурга, в которых архитекторы – члены Союза занимаются творческой деятельностью в свободное от работы время. Сейчас мы ведем работу по поддержанию имущественного комплекса, который находится в нашем ведении. Помимо особняка Половцова, это Дом творчества Союза архитекторов Петербурга в Зеленогорске. Сейчас мы как раз начинаем работу над проектом развития этого комплекса. Наша задача последовательно, не спеша, развивать территорию, сохраняя идеологию нашей организации. На первом этапе планируется строительство нового здания для проведения различных мероприятий и событий, в том числе связанных с работой правления нашего Союза. После этого, мы приступим к реконструкции двух спальных корпусов на территории Дома творчества, а еще через некоторое время к реставрации Виллы "Анино" К.С. Богданова там же. Сейчас объект не эксплуатируется. Надеюсь, что новую жизнь весь комплекс в полном объеме обретет лет через пять. - Одно из направлений работы Союза - вопрос сохранения советской архитектуры. Расскажите о ней подробнее. - Совместно с КГИОП была создана рабочая группа по рассмотрению историко-культурной ценности зданий, расположенных на территории Санкт-Петербурга и построенных в 1950-е – 1980-е годы. По итогам деятельности рабочей группы принято решение о постановке под государственную охрану 9 объектов, включающих образцы неоклассики 1950-х годов и модернистской архитектуры 1960-х – 1980-х годов: здание Театра юных зрителей, здание корпуса № 5 Электротехнического института (ЛЭТИ), монумент Героическим Защитникам Ленинграда, жилой дом, 1953-1957 годов постройки, здание института «ЛенНИИпроект» и жилой дом на Троицкой площади, Приморский рынок на Малом проспекте Петроградской стороны, мастерская М.К. Аникушина, дворец спортивных игр «Зенит» на улице Бутлерова, яхт-клуб. - По имеющейся информации, Союз подготовил концепцию будущего музея архитектуры Петербурга. Расскажите, что она собой представляет? Где может появиться музей? - Члены Санкт-Петербургского Союза архитекторов разработали концепцию будущего музея архитектуры и градостроительства города (общественно-информационного пространства). Несколько лет назад, когда я работал главным архитектором, Олегом Романовым (на тот момент президентом Санкт-Петербургского Союза архитекторов) было сделано обращение к губернатору нашего города Александру Беглову с предложением создать музей архитектуры и градостроительства. Я считаю, что Петербург - чуть ли не единственный из мегаполисов, который не имеет площадки, где его жители могли бы получить достоверную и качественную информацию о развитии города, а также об истории архитектуры и градостроительства, причём не только Петербурга и соседнего региона, но и всей страны. Сейчас компания «Газпром» совместно с Правительством города занимается проектом преобразования территории Тучкова буяна на Петроградской стороне. Предполагается, что здесь появится новое общественное пространство. Частью этого проекта станет восстановление так называемого Шофного корпуса - одного из бывших пеньковых складов Тучкова буяна. Напомню, что он был снесен в 1930-е годы. Он находился между основными корпусами Тучкова буяна и ныне действующим Дворцом спорта «Юбилейный». Сегодня от исторической постройки сохранились только фундаменты. Восстановленный Шофный корпус будет как местом для музея архитектуры и градостроительства, так и входной зоной в новое общественное пространство Тучкова Буяна. Под музей планируется выделить часть первого этажа и весь второй этаж восстановленного здания. В нем же сделают гардероб, кассы, туалеты. Постройку планируется связать с историческими зданиями пеньковых складов, которые сегодня выходят фасадами на Малую Неву, с помощью крытой стеклянной галереи. Оператором нового объекта - музея может стать Государственный музей истории Петербурга. Музей архитектуры и градостроительства может стать еще одним филиалом, наравне с музеем-квартирой А.А.Блока, Музеем петербургского авангарда, Музеем печати. На данный момент на площадке Комитета по градостроительству и архитектуре уже состоялось несколько рабочих совещаний по данному вопросу с участием представителей компании «Газпром» и архитектурного сообщества города. Мы очень надеемся, что этот проект будет реализован. Однако пока точных сроков нет. - В декабре 2024 года вы возглавили Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Какие задачи вы ставите перед собой, как руководитель музея? - В этом вопросе я опираюсь на задачу, которую перед мной поставил губернатор Александр Беглов. Если говорить более конкретно, то Государственный музей истории Санкт-Петербурга буквально должен стать музеем истории города. Что я имею в виду? Мы с коллегами должны так выстроить работу нашего старейшего памятника истории и архитектуры города, чтобы турист или житель Петербурга, посещая Петропавловскую крепость, мог получить полное и разностороннее представление о том, как строился и развивался Санкт-Петербург. Это должен быть единый рассказ. Кроме того, Петропавловская крепость должна «зазвучать», благодаря великолепию своего культурного и исторического наследия. - Одним из проектов, который позволит «зазвучать», можно считать будущий музей археологии в Меншиковом бастионе? - Думаю, да. Мы сейчас тесно работаем с нашими коллегами из Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН). У нас есть определённые сложности на объекте, поскольку ранее установленная временная крыша над Меншиковым бастионом пришла в аварийное состояние, мы обратились к специалистам архитектурного бюро «Студия 44». Они подготовили проект новой временной крыши. После ее монтажа, мы сможем вернуться к проведению археологических раскопок. Затем заняться проектом приспособления бастиона под музей археологии. Напомню, что его концепцию также разработали в «Студии 44». К слову, сейчас в выставочных залах Инженерного дома Петропавловской крепости проходит очень интересная выставка - "Петербург. Лето 1703 года" подготовлена Музеем археологии Санкт-Петербурга в содружестве с генеральным партнером проекта — Российским этнографическим музеем. Для нее мы сделали модель фрагмента первой деревоземляной крепости, с которой и начинается история Петропавловской крепости и города в целом. Как известно, именно в Меншиковом бастионе мы нашли фрагмент дерево земляной крепости. Сейчас он законсервирован. Кроме того, на выставке представлены археологические находки, предметы этнографической коллекции, образцы военного снаряжения, строительные инструменты, а также русские и шведские карты и планы Ингерманландии XVIII века, копии рукописных летописных сводов и книг XVI –XVIII веков, живописные и графические произведения. - Владимир Анатольевич, а если говорить о развитии музея, как вы его в целом видите? - Я бы очень хотел, чтобы мы показывали как можно больше артефактов, предметов и работ, которые хранятся в наших фондах. Сейчас у нас насчитывается один миллион триста тысяч единиц хранения. Конечно, далеко не все предметы и вещи могут быть интересны широкой аудитории. В тоже время есть большое собрание проектов, графических работ, архитектурных деталей. Все это имеет историческую ценность и нам хотелось бы поделиться этим с посетителями. Например, сейчас в Невской куртине идет выставка “Несбывшийся Ленинград. Архитектурные проекты ленинградских зодчих". Экспозиция представляет нереализованные проекты 1919–1990 годов, которые отражают стремление архитекторов создать новый образ советского Ленинграда, созвучный эстетическим и идеологическим требованиям новой эпохи. В экспозиции представлены около 70 листов архитектурной графики, фотографии несохранившихся проектов и воспроизведения с репродукций, опубликованных в периодической печати. На мой взгляд, Петропавловской крепости сегодня не хватает интерактива как для детей, так и для взрослых людей, благодаря которому и можно показывать архитектурную историю города. К слову, здание Прокурорского дома - Главного казначейства (корпус №11) на территории Петропавловской крепости на данный момент не используется. В ближайшей перспективе мы планируем привести здание в порядок и приспособить его под нужды музея. После проведения этих работ, в его стенах откроется детский центр с интерактивной программой и выставочные пространства. Также в нем разместятся фонды и научные подразделения нашего музея. - А какие реставрационные работы сейчас идут? - У нас продолжается реставрация гранитных фасадов Петропавловской крепости, в работе помещения Екатерининской куртины. В ней насчитывается 20 казематов. Для восьми из них мы подготовили проект их реставрации. Ждет своей работы по реставрации Нарышкин бастион, в котором есть прекрасное большое пространство. Его также нужно привести в порядок. Мы получаем замечания от наших посетителей по поводу отсутствия точки общественного питания. Помещения ресторана Аустерия сейчас заброшены, и они нуждаются в ремонте в ближайшей перспективе. Мы занимаемся реставрацией надгробий Комендантского кладбища. Реставрации требуют, в том числе, и усыпальницы Петропавловского собора, а также сам собор. В процессе работ находится Зотов бастион. После приспособления под современное использование, мы хотели бы обустроить пространство для организации летних экспозиций. Сейчас мы с коллегами систематизируем все, что уже было сделано, и будем пытаться найти новый взгляд на развитие нашего музея. Я надеюсь, что этот год у нас уйдет на подготовительные работы. И, конечно, попутно мы занимаемся всеми текущими делами.

 

Ссылка на первоисточник
наверх