Спектакли расскажут о якутской девушке с острым кулаком, тибетском Гамлете и братьях Карамазовых из Индии
Первый фестиваль «Балтийский дом» состоялся в 1991 году. На него приехали только три коллектива, с которыми театр связывали творческие и человеческие контакты. Как это начиналось Со временем фестиваль оказался очень востребован.
С распадом Советского Союза жажда общения и обмена творческими идеями меньше не стала. Желающих участвовать в фестивале становилось все больше, и он набирал обороты. «За минувшие три с половиной десятилетия фестиваль «Балтийский дом» стал визитной карточкой театрального Петербурга и зарекомендовал себя как площадка для встреч и обмена опытом с нашими друзьями и партнерами со всего мира. Неизменный интерес стран мирового большинства к фестивалю доказывает, что российскую культуру нельзя отменить, она любима и востребована всеми истинными ценителями искусства», – отметил губернатор Петербурга Александр Беглов в своем приветствии участникам и гостям фестиваля. Зрителей, пришедших на спектакли 35-го по счету фестиваля, ждут приятные сюрпризы. Прежде всего, это обновленный зал. «В рамках национального проекта «Культура» для театра «Балтийский дом» было приобретено световое и звуковое оборудование. И что особенно приятно для зрителей – тысяча новых кресел. Им будет еще более комфортно смотреть спектакли и другие мероприятия фестиваля»», – сказала начальник управления государственной поддержки искусства и внешних связей Комитета по культуре Санкт-Петербурга Елена Лавринович. Впрочем, в театре уверены: главное – это творческое наполнение процесса. Ведь если зрителя не взволнуют сами постановки, это будут зря потраченные деньги. Значимое явление XXXV фестиваль проходит под девизом «Место силы». И это не просто слоган. Фестиваль действительно стал местом силы и для творцов, представлявших на нем свои работы, и для всех ценителей искусства Мельпомены. По мнению президента фестиваля «Балтийский дом» Андрея Ловягина, мы пока не привыкли к тому, что культуру можно рассматривать как место силы. Между тем, считает он, это очень мощная сила. «Культурные мемы, входя в каждую голову, формируют наши ценности, наш выбор. И это влияет на государство, на устои всего общества», - уверен он. Андрей Ловягин полагает, что вполне логично будет провести параллель между футуристами, которые в начале XX века искали новые формы в искусстве, и фестивалем, участники которого создают новый театральный язык и, по сути, выполняют ту же функцию, что и знаменитый русский авангард. «Фестиваль создал площадку для того, чтобы режиссеры, которые ищут новые формы в театре, могли выразить себя. И тем самым выполнить колоссальную историческую роль. Сегодня, спустя 35 лет с того момента, как прошел первый фестиваль, он стал значимым явлением уже не только российского, но и мирового искусства», – отметил Андрей Ловягин. Диалог поколений Не только взволновать, но удивить и порадовать публику готовы участники юбилейного театрального смотра. Его программа собрала режиссеров и театры самых разных направлений. Им предстоит осмыслить пройденный путь и обозначить планы на будущее. «За эти годы было очень много интересного и разного. Но основополагающим стало одно – те, кто, приходил в Балтийский дом, оставался у нас навсегда. Мы считаем это одним из наших главных достоинств», – подчеркнула художественный директор театра и фестиваля Марина Беляева. По ее словам, всю программу фестиваля можно считать большим и интересным событием. Откроет фестиваль Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) имени С. А. Зверева — Кыыл Уола (Якутск), который покажет спектакль Сергея Потапова «С грозными очами, с острым кулаком девушка-богатырь Кыыдаан» (18+). Театр имени Моссовета представит в новом прочтении классическую пьесу Николая Гоголя «Женитьба» (16+). Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина сыграет спектакль «Сирано де Бержерак» (16+), в котором занято молодое поколение артистов, и моноспектакль «Константин Райкин. Своим голосом» (12+). По словам режиссера, московская премьера «Сирано де Бержерак» прошла с большим успехом. «Он гениальный поэт, драчун, смельчак… Являясь умнейшим, остроумным, талантливейшим, он проигрывает во всем: и в карьере, и в семейной жизни. Вот такой неудачник-одиночка, на которого хочется во многом быть похожим. Сирано — это про красоту поражения», – объясняет свой замысел Константин Райкин. И признается: «С большим волнением и надеждой мы привозим этот спектакль в Петербург». Старожил фестиваля Евгений Гришковец сыграет спектакль «Как я съел собаку» (16+). А студенты ГИТИСА – спектакль «Я – Гамлет. Ошибка» (18+), который можно рассматривать как диалог театра будущего с театром сегодняшним. Зарубежные гости Восточная часть программы обещает быть не просто интересной, а сенсационной. Достаточно сказать, что впервые в истории всего мирового искусства на гастроли в Россию приедет Театр из Тибета (КНР), который до этого никогда не покидал родины. Он покажет спектакль «Гамлет» (16+) режиссера Пу Цуньсиня. Королевство Бахрейн, отмечающее 35-летие установления дипломатических отношений с Россией, привезет сразу два спектакля уникального «Театра Гильгамеш» – «Полная тишина» (16+) и «Шрук (восход) Мариам» (16+). Казахский государственный академический театр для детей и юношества имени Г. Мусрепова покажет спектакль «Улпан» (16+), который посвящен женщине, изменившей судьбу всего Казахстана. Гродненский областной театр кукол сыграет спектакль о взаимоотношении художника с миром «Сымон-музыка» (12+) по мотивам поэмы Якуба Коласа, которую называют энциклопедией белорусской жизни. Индию представит режиссер Раджат Капур. Придя 15 октября на спектакль «Братья Карамжале» (12+) по мотивам романа «Братья Карамазовы», зрители погрузятся в мир героев Достоевского, перенесенный на индийскую почву. Режиссер признается, что Достоевский – его любимый писатель. «Я большой поклонник его творчества и, по моему скромному мнению, в мире нет никого, кто писал бы так же, как он», – говорит Раджат Капур. Встречи со зрителями Кроме показов спектаклей, зрителей ждет большая дополнительная программа. Прежде всего, это творческие встречи с известными режиссерами, имеющими непосредственное отношение к биографии фестиваля. И не только потому, что их спектакли неоднократно участвовали в программе, но и потому, что каждый из этих людей по-своему оказывал влияние на отечественный и мировой театральный процесс. Встречи с известными режиссерами, народными артистами России Валерием Фокиным, Львом Додиным, Генриеттой Яновской и Камой Гинкасом пройдут в отеле «Введенский», с 5 по 18 октября. В эти же дни можно посмотреть фотовыставку «Фестиваль в объективе Валерия Плотникова». А также ретроспективные показы спектаклей прошлых лет. По мнению Елены Лавринович, фестиваль открывает для зрителей новую страничку современного театра, которая знакомит их с творчеством Азии и Африки. «И это новый, но не менее интересный опыт, чем прежде», – уверена она. «Как всегда, фестиваль соберет все, что он считает для себя родным и интересным. И с нетерпением будет ждать встречи со зрителями, для которых мы подготовили сюрпризы». – подытожила Марина Беляева.
Свежие комментарии