Разбирался «Петербургский дневник»
Полтора-два десятка лет назад почти на любой международной выставке технических достижений и производства где-нибудь в Германии или США можно было увидеть довольно любопытную картину: около самых интересных экспонатов, будь то передовой трансмиссионный узел или целый автомобиль, всегда находилось несколько человек из Азии с рулеткой, штангенциркулем и хорошим фотоаппаратом.
А буквально через год-два в Китае проходила премьера нового продукта из Поднебесной, всеми лампочками и гайками напоминающего то, что ранее показывали в Европе и Америке. На самом деле, у этого явления, которое с 2022 года активно развивается и в России, есть вполне официальное название – обратный инжиниринг. АО «Технопарк Санкт-Петербурга» рассказал «Петербургскому дневнику», почему Северная столица сегодня в числе лидеров по развитию реверсивного проектирования. В работе более 400 проектов Обратный инжиниринг – это исследование и подготовка соответствующей документации на какой-либо технический или цифровой продукт на основе уже существующего образца. То есть, процесс как бы идет в обратном порядке: берется готовое устройство или программа, изучается принцип работы и составные части, создаются чертежи, макеты и описание, на основании которых потом запускается серийное производство. При этом обратный инжиниринг не является прямым копированием. В ходе исследования продукта в него нередко вносится немалое количество доработок, в результате которых порой получается совершенно новый по характеристикам проект, хоть и с теми же задачами, что и у исходного образца.Явление это не новое.
Методом обратного инжиниринга, например, в СССР из трофейных моделей Opel Kadett был воссоздан послевоенный автомобиль «Москвич 400». А сегодня по схожему принципу в Петербурге производится учебно-спортивная парусная яхта MX700, созданная «по мотивам» американского судна класса J/70. Задачи, правда, на текущий момент куда масштабнее: после введения против нашей страны беспрецедентного количества санкций и разрыва кооперационных производственных связей с бывшими западными партнерами, остро встал вопрос замены огромного количества всевозможных комплектующих, ранее поставлявшихся из-за границы или производимых на совместных предприятиях в рамках лицензионных соглашений. Чтобы структурировать процессы, необходимые для программы импортозамещения, еще в 2016 году было создано Агентство по технологическому развитию, оператором которого в городе на Неве и стал «Технопарк Санкт-Петербурга». «Агентство по технологическому развитию фактически стало центром импортозамещения в стране, помогая кампаниям всех уровней из различных сфер промышленности закрыть потребности в изделиях, которые ранее поставляли ушедшие с российского рынка зарубежные компании», - рассказывает генеральный директор «Технопарка Санкт-Петербурга» Олег Якимов.В общей сложности за неполные три последних года по программе импортозамещения государство профинансировало более 400 проектов на сумму более 20 млрд рублей. При этом Санкт-Петербург в списке лидеров: компании Северной столицы привлекли свыше 5,6 млрд рублей, из которых свыше 1,5 млрд рублей - только за неполный 2025 год. Помимо этого, в Северной столице действует и собственная программа поддержки. Промышленные предприятия могут получить займ до 500 млн рублей на 7 лет под 3-7% годовых для приобретения научного, лабораторного и исследовательского оборудования. И это не единственная программа, благодаря которой в Петербурге продолжает развиваться и расширяться производство. По словам губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, льготные займы для городских компаний – действенный инструмент поддержки бизнеса, когда рыночная ставка по кредитам превышает 20%. Глава города подчеркнул, что предприятия, которые производят продукцию, замещающую импорт и укрепляющую технологическую независимость страны, поддерживаются в первую очередь. Четыре ключевых направления поддержки Первое, что было сделано – выделены отраслевые направления, для которых процессы импортозамещения оказались наиболее актуальны. В частности, в базовую группу попали машиностроение, приборостроение, судо-, авиа- и автостроение, а также радиоэлектроника и иные составляющие. Отдельно выделена химическая отрасль и биотехнологии, отдельно – энергетическая сфера. Также ключевым направлением стало производство беспилотных авиационных систем, в котором Санкт-Петербург преуспел особенно. «Три-четыре года назад особой востребованности в беспилотниках не было, а сейчас это уже динамично расширяющийся рынок продуктов двойного назначения. Новый уровень – это управление не одним, а сразу группой БПЛА, включая взаимодействие дронов-ретрансляторов с дронами-исполнителями. Петербургская компания ООО «3Д-технологии.ру» уже получила поддержку для разработки универсальной станции по управлению роботизированным транспортом», - подтвердил Олег Якимов.
Также Северная столица в рамках программ импортозамещения сегодня охватывает значительную часть отраслей базовый группы – это радиоэлектронная промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, автомобильная отрасль и судостроение. Ключевая специфика – компонентная база. Отсутствие одного единственного узла или детали, порой, может остановить производство всего механизма или целой машины. Именно поэтому основная задача импортозамещения на текущем этапе не столько полностью избавиться от иностранных продуктов, которые есть в России, сколько сохранить производство отечественных проектов, в которых используются иностранные комплектующие. Одним из таких узлов, например, являются гидромоторы, которые используются в сельскохозяйственной, строительной и дорожной технике. Их производством в Петербурге занимается Невский инструментальный завод, однако его продуктовой линейки не хватает, чтобы заменить все потребности. Именно поэтому к процессу подключается государство, выделяя поддержку компании, имеющий богатейший опыт и способной оперативно создать необходимое для других отечественных производителей оборудование. Реализованный пример – инициатива ПАО «КАМАЗ» по замене средств производства, в частности, разработке автоматического смесителя-охладителя для приготовления формовочной смеси. С этой задачей методом обратного инжиниринга успешно справилось петербургское предприятие «Энамеру», специалисты которого не только заменили использующийся ранее французский аналог, но и выполнили массу дополнительной работы, благодаря которой импортозамещенный аппарат может использоваться для очистки песка, загрязненного в результате разлива нефти. И таких примеров десятки. В процессе реверсивного инжиниринга участвуют, например, и научные центры Северной столицы. Так, Политехнический университет Петра Великого стал победителем конкурса на производство электронного анестетика. Это часть устройства для анестезии. Ранее подобные вещи поставлялись из Китая и даже Швейцарии.
Ограничений почти нет «В целом, какой-либо приоритет среди сфер реализации проектов, на которые выделяется государственная поддержка, отсутствует. Механизм объявления конкурсов максимально прозрачен», - продолжает глава «Технопарка Санкт-Петербурга» - «Но условия, конечно же, существуют. Одно из основных – запуск серийного производства получившего поддержку проекта, а также гарантия его реализация в определенном соотношении к выделенным деньгам. Если потенциальным грантополучателем является не производственное предприятие, а, например, конструкторское бюро или НИИ, значит у них уже должно быть соглашение с производственным партнером. В этом весь смысл: проекты «в стол» не нужны – нужен готовый серийный продукт». Практика показала, что реверс-инжиниринг оказался очень действенным инструментом. Однако в процессе реализации проектов участники программы отмечают нюансы, работа над которыми позволяет улучшать эффективность всей цепочки реализации импортозамещения. В частности, в каждом конкретном случае инженеры решают, что лучше – просто скопировать образец, провести полный цикл всех научно-исследовательских работ и фактически создать новый продукт или выбрать гибридный вариант. По словам Олега Якимова, компании все чаще предпочитают делать оригинальный продукт: «И мы это поддерживаем! На копировании вперед не вырвешься. Лидерство - это когда зарубежные компании начнут копировать российские решения…».
Свежие комментарии