На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Михаил Е
    А какое отношение имеет ФАС к неисполнению контракта? Ведь задача данной службы одобрять повышение цен монополистами.ФАС внесла в черн...
  • АНГЕЛ АНГЕЛ
    Он бы отменил санкции на всех парламентариев, на отправку их и "народных" избранников в трудовые лагеря в сибирь, с с...Матвиенко: отмена...
  • Владимир Алексеев
    "Пиздюля"будет конкретнее.«Люди на Западе п...

Детей без присмотра не оставишь: как работали детские сады в блокадном городе

В Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда открылась выставка «Блокадный детский сад»

Куратор выставки, специалист научно-просветительского отдела Музея обороны и блокады Ленинграда, Денис Мастридеев отметил, что тема блокадного детства и работы детских учреждений в условиях блокадного города – одна из центральных тем музея.

«Мы уже проводили выставки, посвященные школам и детским домам, работавшим в блокаду. Наши выставки мы делаем не только на основе документов, но и на воспоминаниях очевидцев: детей, которые находились в осажденном городе. Их память – один из ценнейших материалов для создания экспозиции», – рассказал он. Выставка продлится до февраля 2025 года. Плюшевый мишка – свидетель детских слез В сентябре 1941 года блокадное кольцо захлопнулось. В городе осталось 3,5 миллиона человек, около 400 тысяч из которых дети. Половина из них – дошколята. Папы на фронте. Мамы на предприятиях. А детей без присмотра не оставишь. С ноября 1941 года по апрель 1942 года в Ленинграде было не менее трехсот детских садов, в том числе и ведомственные, организованные при заводах и фабриках. Поначалу большинство из них работали по 12 часов, а с наступлением февраля 1942 года детские сады перешли на круглосуточный режим. Плюш, ткань, вата и набивка – свидетели детских слез, которые помнят это непростое время. «Ребенок был оторван от дома, – рассказывает Денис Мастридеев. – И игрушка – это была их связь с домом, их способ утешиться. На ночь детей уводили в бомбоубежища, дети должны были ночевать только там, и в числе предметов, которые они брали с собой, были игрушки». Опыт блокадных воспитателей – пособие для всех тех, кто идет в педагогику Воспитатели находились на казарменном положении. «Они должны были постоянно находиться в детском саду. Они были приписаны к определенному детскому садику и не могли выходить без особого разрешения», – делится Денис Мастридеев. Группы были большие – до 40 детей. Если кто-то из воспитателей погибал при эвакуации детей в бомбоубежища, то коллеги брали на себя заботу о его детях – не было деления на своих и чужих. В блокадных детских садах все становились своими. А паек у воспитателя в самое тяжелое время был всего 125 граммов хлеба, как и у ребенка. Да и многие воспитатели сами совсем недавно были детьми: «Был серьезный кадровый голод: часть воспитателей эвакуировалось еще в начале войны, часть была призвана на другие работы. Часто воспитателями были выпускницы педагогических училищ, были случаи, когда воспитателями становились выпускницы школ. Нагрузка на них была колоссальная, а квалификации не хватало», – продолжает Денис Мастридеев. Не достаточно было просто следить за детьми, нужно было обеспечивать их быт: к примеру, найти дрова, запастись водой и как-то при этом отвлечь ребенка от жуткой повседневности. «Когда я работала над этим проектом, я искренне была удивлена тому, что воспитатели оставались верны себе и педагогической дисциплине. Это позволило им сохранить психику детей. Скатерти накрывали белые, устраивали елки, клеили самодельные игрушки, – рассказывает оформитель выставки директор ООО "Студии СОФИЯ" Даниленко Светлана. – Дневники воспитателей, на основе которых мы, в том числе, делали выставку – это отличное пособие для всех тех, кто идет в педагогику». Выставка рассчитана на детей и взрослых – работников детских дошкольных и школьных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, учителей и всех неравнодушных к теме ленинградской блокады.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх