В Международном центре реставрации в Рождествено возвращают к жизни исторические афиши и документы Ленинградской филармонии времен Великой Отечественной войны
В работе Центра проект «Военная летопись филармонии» занимает особое место. Поступившие сюда афиши и документы — подлинные свидетельства эпохи, причем, большинство из них сохранилось в единственном экземпляре.
Музыка того времени «Наш проект посвящен драматическим и героическим годам Великой Отечественной войны, а также роли культуры в период труднейших испытаний, выпавших на долю Отечества. Он не имеет аналогов», – вводит в курс дела заместитель директора Петербургской филармонии по просветительской деятельности и внешним коммуникациям Юлия Кантор. Надев белые перчатки, доктор исторических наук бережно касается афиш, рассказывающих о пребывании оркестра Ленинградской Филармонии в эвакуации в Новосибирске. И с величайшей осторожностью листает материалы, связанные с теми сотрудниками Филармонии, которые оставались в блокадном Ленинграде. Вот записная книжка директора Филармонии Бориса Хаиса, памятный фотоальбом, посвященный блокадным будням, фотографии и программки, которые позволяют реконструировать военную летопись Филармонии. Всего на реставрацию поступило 274 предмета. «По этим бумажным артефактам можно читать и слушать музыку повседневности и праздников того времени», - говорит Юлия Кантор. Пробы, очистка, купание Сам процесс возрождения раритетов в чем-то схож с лечением больного. Сначала фиксируется состояние документа, делается его фотографирование, отмечаются повреждения. Потом берутся «анализы» - пробы, позволяющие измерить ph бумаги, узнать, из какого она волокна, и проверить водостойкость красочного слоя. После этого начинается механическая очистка бумаги. В ход идут скальпель, латексная губка и даже обыкновенный ластик. Затем наступает самый зрелищный этап – купание, или, говоря научным языком, промывка. Сперва в обычной воде, затем в дистиллированной. Завершает приём ванны – буферный раствор. Он создаёт щелочной резерв, что повышает прочность и долговечность бумаги. «Подход к каждому предмету индивидуальный. Если красочный слой нестойкий и предмет сильно руинированный, порядок действия может измениться», - объясняет заведующая реставрационной̆ мастерской графики Инна Григуль. Ювелирная работа После водных процедур афишу кладут сушиться на фильтровальную бумагу. И передают в руки художникам-реставраторам. Их задача - восполнить утраты. Наблюдаем, как это делает Виталий Грошев. «Видите, по углу есть смятости, заломы и деформация. Буду укреплять их длинноволнистой реставрационной бумагой и фиксировать мучнистым клеем», - объясняет он. По словам реставратора, важно, чтобы все подручные материалы, будь то клей или краска, были естественного происхождения. А кусочки бумаги нужного цвета и толщины. После этих манипуляций лист помещается под пресс между двумя отрезками сукна, а затем - между фильтровальной бумагой. После того как вся влага ушла, и он окончательно выравнялся, его можно обрезать по контуру. Следы памятиНа некоторых афишах мы замечаем «следы памяти», например, карандашные пометки. Мастера заверили, что они обязательно отметят такие находки и расскажут о них на конференции реставраторов в декабре этого года. Мы очень рады что этот проект реализуется при участии нашего центра, и что это сокровище – афиши, существующие в единственном экземпляре, оказались в наших руках. Их сохранение для нас – один из важнейших проектов года», - подчеркивает руководитель Международного центра реставрации Татьяна Черняева. Первый этап реставрации в Рождествено намерены завершить к выставке, посвящённой 80-летию Победы. Ее планируется открыть в Филармонии 26 апреля. Реставрация же остальных памятников завершится в конце 2025 года. Проект «Военная летопись филармонии» стартовал в 2023 году. Он включен в список ключевых мероприятий, посвященных 80-летию Победы и утвержденных председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. В общей сложности будет отреставрировано более 700 экспонатов.
Свежие комментарии