На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Нина
    переводчиков скоро нужно будет вводить в штаты лечебных учреждений🤣В медучреждениях ...
  • Людмила Абрамова
    это к просьбе  -быть гуманнее!!Есть погибшая: ВС...
  • Иосиф Калинин
    Это к вопросу о "перемирии"....Есть погибшая: ВС...

Валентина Журихина: «Жорес Алферов был очень яркой и независимой личностью»

Профессор Высшей школы фундаментальных физических исследований ФизМех – к 95-летию со дня рождения Нобелевского лауреата

В 1991 году я окончила школу № 239 и готовилась поступать в Политехнический университет. Из множества направлений подготовки выбрала недавно открывшийся физико-технический факультет, кафедру физики твердого тела.

Мне всегда нравилась физика, было интересно разбираться, почему природа устроена так, а не иначе. На факультете был очень сильный преподавательский состав и углубленная программа по базовым предметам – высшей математике и физике. Ну и, конечно, одним из факторов, повлиявших на мой выбор, было то, что факультет организован академиком Жоресом Ивановичем Алферовым, директором ФТИ им. А.Ф. Иоффе РАН. Жорес Иванович говорил, что «создание эффективной системы отбора и подготовки интеллектуальной элиты для российской науки, и, в частности, для физики, могла решаться только в союзе школы, университета и научного сообщества». Эту идею он блестяще воплотил в жизнь, создав в 1987 физико-техническую школу (сейчас лицей ФТШ), в 1988 году физико-технический факультет Политехнического университета, в 1999 году – Физико-технологический научно-образовательный центр Академии Наук, а в 2012 году Академический университет РАН. У нас на физико-техническом факультете Политеха были прекрасные преподаватели – заведующий кафедрой физики твердого тела академик Роберт Арнольдович Сурис, профессора Александр Григорьевич Гуревич, Константин Дамдинович Цэндин, Александр Яковлевич Вуль, Андрей Александрович Липовский. Все они были ведущими специалистами в своих областях и рассказывали материал не по учебникам, а на основе собственного опыта и исследований. Мы изучали новые для того времени предметы – физику наноструктур, включая фуллерены, получение и свойства квантово-размерных материалов. Жорес Иванович говорил, что «физико-технический факультет должен был удовлетворить кадровый голод академических институтов нашего города». Поэтому уже на третьем курсе нам предложили выбрать тему научных исследований, дали возможность познакомиться с лабораториями ФТИ. Дипломные работы мы писали под руководством ведущих ученых, многие (в том числе и я) потом остались в своей лаборатории и продолжили обучение в аспирантуре. Некоторое время после окончания университета я была заместителем Ж.И. Алферова по учебной работе. Поражало то, что при огромной занятости он находил время и для общения со студентами, и для обсуждения учебных программ, и для организации лектория. Он сам часто выступал с лекциями для студентов и школьников, всегда собирая полный зал слушателей. Он был очень яркой личностью, независимой, умел отстаивать свою точку зрения и увлекать своими идеями. Сейчас многие выпускники созданного Ж.И. Алферовым физико-технического факультета Политеха стали выдающимися учеными, в том числе работающими в ФТИ, и составляют элиту российской и мировой науки. Некоторые из них сами теперь преподаватели лицея ФТШ и ВУЗов нашего города и передают свой опыт уже следующим поколениям студентов и школьников. Так что «формула» Алферова «союз школы, университета и научного сообщества» работает!

 

Ссылка на первоисточник
наверх