К годовщине со дня освобождения города
К 81-й годовщине со дня освобождения города Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда пополнил коллекцию изобразительного искусства новыми произведениями. В музее хранятся не только предметы быта, связанные с блокадой, но и произведения изобразительного искусства: живопись, графика и разнообразная скульптура — мелкая пластика и крупные работы.
И это тоже очень важная часть собрания. «У нас есть работы, созданные не только в годы блокады, но и современными художниками. Их рефлексия нам тоже очень интересна. Годы спустя все они, пропуская историю через призму своего восприятия, дают нам важный отклик. Блокадная тема проверяет тебя: твое моральное, интеллектуальное и душевное состояние», — отмечает главный хранитель Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Анна Савельева.СТЕРЕОЭФФЕКТ Среди новых поступлений — триптих Валерия Обедкова «Художники ЛенТАСС» 1978 года. «Автору, по его словам, хотелось добиться этакого стереоэффекта — присутствия нас, сегодняшних, с ними, жителями блокадного Ленинграда, — рассказывает хранитель музейных ценностей фонда изобразительного искусства Наталья Васильева. — Боялся Валерий Обедков только одного — пафоса. Поэтому он постарался показать простых людей в один день из череды блокадных будней». В музей поступают работы и от авторов, которые не получили систематического образования. Например, «Блокадные художники». Автор картины — ребенок блокады Петр Сафронов, родившийся в Ленинграде в 1930 году. «Петр Сергеевич сам все пережил и через много лет обратился к этой теме.
Он всю жизнь мечтал быть художником, но образование пришлось получать более надежное, — добавляет Наталья Васильева. — Однако Сафронов постоянно посещал курсы по живописи и мечту не оставлял». Именно рисование помогло Петру пережить то нелегкое время. Он помнит, как сидел в холоде и постоянно рисовал: и не что-нибудь, а иллюстрации к сказкам Пушкина или басням Крылова. Ребенок на переднем плане картины, укутанный в шаль и держащий в руках карандаш, — это и есть сам Петр Сафронов.РУКИ МАТЕРИ Пока литературные произведения спасали маленького мальчика, погружая в волшебный мир и помогая забыть о голоде и холоде, снаружи медленно и методично уничтожали реальный мир и его культурное наследие — дворцы, церкви, соборы. Да и обычными домами не гнушались. Об этом свидетельствуют графические работы — например, триптих «Фашистский артобстрел Ленинграда» Сергея Смыслова. Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Нарвские ворота — все с разметкой и под прицелом. «А это керамическая композиция "Воздушный налет" нашей современницы Аллы Писаревой. Ее мама 16-летней девушкой пережила блокаду: ходила за водой, гасила зажигательные бомбы и нянечкой работала в госпитале», — продолжает рассказ хранитель музейных ценностей фонда изобразительного искусства. Тетя Аллы Писаревой работала врачом на госпитальном корабле «Андрей Жданов» — оперировала под артобстрелами. И потеряла во время блокады ребенка. «Все личные переживания близких ей людей переплавились в это произведение. Удивительное. Здесь показана молодая мать, защищающая своего ребенка. Они пришли за водой, и тут же начался обстрел — спрятаться негде, бежать некуда. Кругом лед и холод. Что может защитить ребенка? Только руки матери», — поясняет Наталья Васильева художественную идею скульптуры. ФАКТ: По поручению президента России Владимира Путина город подготовил масштабную концепцию развития Музея обороны и блокады Ленинграда. Об этом ранее сообщил губернатор Александр Беглов.
Свежие комментарии