Посетить ее можно до 30 июня
Картотека уволенных сотрудников Ленмосттреста, а на страницах, словно страшный приговор. В документах, датируемых 1942 годом, синими чернилами надпись: «Умер». За первые полгода по этой причине организация потеряла 50-60 человек. Увольняли сотрудников и в связи с эвакуацией и мобилизацией.
На смену ушедшим мужчинам на фронт пришли механики-женщины. Из более 160 человек, представленных к медали «За доблестный труд», - 130 были девушками. Плотники, шоферы, смазчицы – на их хрупкие плечи легла тяжелая работа по ремонту разрушенных мостов и сохранению оставшихся. «Восстановление мостов в центре было приоритетом, но не все из них получили новую жизнь после войны. Разводной Екатерингофский мост был поврежден в 1941 году: его перекосило, разорвало крепления. Проект ремонта подготовили в 1943-м, но работы постоянно откладывали. В 1975 году река перестала быть судоходной, и необходимость в разводном мосте отпала. В 1980-х мост законсервировали, сняв разводной механизм. Внутренняя конструкция сохранилась со времен постройки 110 лет назад», - поделился заместитель начальника управления по общественной деятельности СПб ГБУ «Мостотрест» Владимир Головашов. От взрывов нещадно страдали набережные города и перильные ограждения. Их временно меняли на деревянные настилы, а капитальное восстановление происходило уже после боевых действий. На выставке представлен чертеж 1945 года по реконструкции береговых линий Мойки и Фонтанки. И подлинный свидетель разрушений – заржавевшее ограждение, в которое попал немецкий снаряд. В городе протяжённость набережных превышает 160 километров, примерно половина из них оборудована ограждениями, при этом около двух третей перил были повреждены. «Особый интерес – чертеж Володарского моста. В 1940 году профессор Передерий провел уникальный эксперимент: проверил, выдержит ли мост с трамвайными путями движение железнодорожного транспорта. Мост выдержал! И в блокаду по нему перебрасывали войска и грузы», - рассказал Владимир Головашов.Пожалуй, самый невероятный подвиг – это работа механиков разводных мостов. Представьте: во время артобстрела или авианалета, когда весь город прятался, они должны были выйти на открытый мост и зажечь дымовые шашки. Военные корабли, находившиеся в акватории Невы, видели эту завесу и меняли свою позицию. Из 25 механиков, работавших в блокаду, выжила лишь половина. «Профессия мостовика сегодня – серьезная и востребованная, при этом специалистов по-настоящему немного, это своего рода дефицитный кадр. Раньше, вероятно, эта специальность была еще более значимой, а накопленный опыт мастеров – бесценен. В те времена мосты были механическими, тогда как сейчас применяются современные гидравлические системы и технически продвинутые решения. В первую очередь важно помнить именно людей. Эта выставка – попытка восстановить историческую справедливость и сохранить память о тех, кто вместе с блокадным городом вносил вклад в Победу», - отметил заместитель директора СПб ГБУ «Мостотрест» Максим Зуев. Экспозиция разделена на четыре части: довоенная работа Ленмосттреста, героический труд инженеров-мостовиков в кольце блокады, а также послевоенное восстановление и графика из фондов музея. «В условиях войны и блокады мосты для многих становились единственным способом дойти пешком до родных и близких, помочь им выжить или спасти в трудных ситуациях, а также добраться до работы и выполнить свой долг. При этом жизнь в блокадном Ленинграде не останавливалась: молодые люди встречались, создавали семьи, рождались дети, зарождалось святое чувство любви. Как и всегда принято в Ленинграде, мосты оставались местом встреч и свиданий», - директор Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Елена Лезик. Символичный проект «Поющие мосты» реализует издание «Петербургский дневник». В этом году стартовал X юбилейный сезон светомузыкального шоу. «Важно говорить не только о прошлом, что особенно значимо в год 80-летия Победы, но и о будущем. Мы видим, что мосты в Петербурге продолжают строиться: с опережением сроков возводится мост в Невском районе. Этот новый разводной мост, первый за 40 лет в нашем городе. Возможно, через десятилетия или даже столетия он станет объектом выставок и экспозиций, интересных будущим поколениям», - рассказал главный редактор издания «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов.
Свежие комментарии