Новинку покажут в Государственной филармонии для детей и молодежи Санкт-Петербурга 29 марта
В Петербурге в четвертый раз пройдет новинка театрального сезона – мюзикл «Сокровища Флинта» (12+) по мотивам романа «Остров сокровищ». О том, как создавался спектакль, соединивший драму, ирландский степ и симфоническую музыку, рассказал режиссер постановки и Государственной филармонии для детей и молодежи Санкт-Петербурга Мурат Калов.
— Мурат, как возникла идея создать пиратскую веселую историю? — Когда я пришел в филармонию, мы вместе с коллегами – Михаилом Голиковым, Евгением Зиминым, Сергеем Соловьевым, Ниной Ульяновой и Никитой Шмитько – начали обсуждать, какой материал мог бы увлечь юную аудиторию. Уникальность нашего учреждения заключается в сочетании разнообразных творческих направлений: здесь работают симфонический оркестр, драматическая, вокальная, кукольная и балетная труппы. В репертуаре уже есть постановки, где эти коллективы объединяются, а недавно к ним добавился спектакль «Сокровища Флинта». Его универсальный сюжет привлекает как подростков, так и взрослых, которые перечитывают книгу с ностальгией. Плюс в нашей программе почти не было «морских» постановок. Важным этапом стало знакомство с творчеством драматурга Олега Ернева, автора либретто к постановке «Пушкин. Рок. Любовь». Он согласился написать текст для нашего проекта, а композитор Мурат Кабардоков, многолетний партнер филармонии, создал музыку в стилистике 1970-х. И, безусловно, когда мы придумывали и сочиняли, то отталкивались от нашего оркестра, от их энергетики. Так родилась динамичная музыкальная постановка с диалогами, танцами и философской глубиной. Мюзикл оказался близок детям: яркая форма сочетается с доступным языком, но при этом сохраняет смысловую многогранность.— Как долго шла работа над постановкой? — От идеи до премьеры прошло меньше года – рекордный срок для масштабного проекта. В постановке мы сохранили 98% сюжета романа, но адаптировали его для сцены: сократили второстепенные линии, сделали акцент на динамике. Действующих героев в постановке «Сокровища Флинта» - 24 человека. Получился некий синтез жанров. В итоге спектакль длится 1 час 25 минут - идеально для детского внимания. — Вам удалось объединить столько элементов – музыку, танцы, трюки. — Это командная работа. Например, хореограф Карина Петрусенкова создала не классические танцы, а «пластический экшен» — движения, напоминающие драку, энергичную игру и драйв. В номерах прослеживается ирландский степ. А Андрей Коростылев ставил трюки. В постановке есть сцена драки на веслах. Зрители после спектакля говорили: «Господи, пираты же действительно дрались и фехтовали веслами!». — Помогает ли вокальная составляющая раскрыть характеры героев и усилить драматургию? — Музыка, безусловно, является одним из ключевых элементов спектакля. При работе с произведением важно глубоко изучить партитуру и понять задумку композитора. Мне повезло работать с современными творцами. Мурату Кабардокову удалось создать уникальный характер нашего мюзикла, который проявляется, в том числе в теме материнства. Хотя мама Джима появляется на сцене всего один раз. Тем не менее, у нее есть свой лейтмотив. И когда звучит определенная музыка, сразу становится понятно, о ком идет речь. И так происходит с каждым героем.
— Визуальная часть спектакля впечатляет. Как работали над декорациями? — Декорации спроектировала московский сценограф Карина Автандилова. Мы сделали их мобильными: филармония на ремонте, и спектакль должен адаптироваться к любой площадке. Основной материал – дерево. На сцене 50 настоящих паллет, оригинальные старые бочки, некоторым по 80 и 100 лет, весла, ящики. Все это артисты переставляют во время действия, превращая пространство то в таверну, то в корабль, то в остров. Дерево добавило аутентичности: даже запах смолы остался! Также в нашей филармонии работает команда видеохудожников: Мария Яцентковская, Олег Егоров и Григорий Яцентковский, который исполняет главную роль в нашем мюзикле. Благодаря им был создан видеоконтент, который мы успешно сочетаем с декорациями. Это действительно выделяет наш проект: мы остаемся привязанными к эпохе, но в то же время немного выходим за ее пределы. — А как зрители реагируют на такие решения? — Дети – самые строгие критики. Если им скучно, они не станут это скрывать. Но на премьере даже самые маленькие ребята не отвлекались! После спектакля родители говорили, что дети еще долго напевали песни из мюзикла и играли в пиратов. Это лучшая оценка.
— Какие главные ценности вы хотели донести до аудитории через проект? — Мне очень нравится тема, на которой мы сосредоточились. Это дружба, верность и семья. В истории Джима мы стараемся показать, как молодой парень, которому 17 лет, становится на глазах зрителей настоящим мужчиной. Например, в начале, когда Джим с матерью обыскивает сундук Билли Бонса, он ей говорит: «Бери все золото и бежим!». Она же настаивает на том, чтобы взять только то, что им причитается. Это демонстрирует ее честность и преданность ценностям. Мы подробно прорабатываем жизненную линию Джима. Доктор Ливси, которого он встречает, также является честным человеком. Он поддерживает и наставляет Джима, учит держать свое слово. Эти внутренние ценности помогают юноше стать настоящим мужчиной в хорошем смысле этого слова – верным своим принципам, семье и воспитанию. Когда мы говорим о семейном спектакле, мы подразумеваем, что помимо развлекательной части, должна присутствовать и просветительская. Это важный аспект, поскольку родители и дети могут обсудить то, что они увидели. И, возможно, ребята отметят, что их мамы тоже учат сдерживать обещания. В каждом веселом спектакле должна быть своя истина и истории, которые легко воспринимаются зрителями. — «Остров сокровищ» — это ещё история и про дружбу. Как вы отразили в спектакле товарищеские отношения? — Линия дружбы прослеживается между попугаем и Джоном Сильвером. Мы не первые, кто решил, что птица – это все-таки матрос. В нашем случае это молодая актриса, которой 22 года. В спектакле она очень маленькая по сравнению с Джоном Сильвером, которого играет Гриша Яцентковский. Он высокий крепкий парень с длинными волосами – настоящий прототип пиратского богатыря. Эти два совершенно разных персонажа становятся неразлучными друзьями на протяжении всей истории: попугай постоянно следует за героем, повторяет за ним и защищает его, оставаясь преданным товарищем до конца.
— Какие еще интересные проекты есть у филармонии? — В этом сезоне мы выпустили еще шесть спектаклей. В их списке: «Сказка о царе Салтане» Евгения Зимина, представление кукольной труппы «Царевна-лягушка» Никиты Шмитько, а также «Чуковский — всем!», в рамках которого Полина Пимахова поставила мини-оперы «Путаница» и «Тараканище». Не забываем о цикле программ 19:27, которые мы проводим совместно с оркестром Ленинградской области. Каждый месяц, 19 и 27 числа, мы представляем абсолютно уникальные вокальные вечера с участием оркестра и наших артистов. Программы готовит наш педагог Наталья Комарова, благодаря чему у нас появляются новые представления. Кроме того, у нас есть 12 новых программ для детских садов. Мы выезжаем в учреждения, знакомим детей с музыкальными инструментами и поэтами, и каждый раз говорим о чем-то новом. — Планируете продолжение «пиратской» темы? — Мы будем работать в этом направлении, потому что экшен, пираты и приключения имеет свое бесконечное переосмысление. К слову, у нас есть произведения, касающиеся морской тематики. В 2019 году мы ставили оперу «Русалочка» Мурата Кабардокова, «Свинопас, или Сто принцессиных поцелуев» Леонида Резетдинова, автобиографический спектакль «Пушкин. Рок. Любовь» Виктора Плешака. А в планах – эксперименты с фэнтези и фольклором. Но главное – сохранить нашу эксклюзивность: синтез жанров. Артисты у нас универсалы: сегодня поют мюзикл, завтра играют драму, послезавтра – кукольный спектакль. — Что лично для вас стало главным в работе над «Сокровищами Флинта»? — Люди. Пять новичков драматической труппы дебютировали в этом спектакле. Артисты учились петь в другом жанре, танцевать и фехтовать одновременно. Это как быть супергероем! А зрители, которые возвращаются снова, чтобы увидеть любимых актеров – лучшая награда. Театр – не здание, а команда. И я счастлив, что наша филармония стала настоящей семьей. — Ваш совет тем, кто еще не видел спектакль. — Приходите всей семьей. Даже если вы читали книгу сто раз, здесь вы откроете ее заново. И не удивляйтесь, если после просмотра дети начнут напевать пиратские песни – это нормально!
Свежие комментарии