Коллектив, который работал в Ленинграде все 900 дней осады города, что остается единственным примером в мировой практике, отметил круглую дату концертом. А 26 сентября состоится премьера 96-го сезона – спектакль «Капитанская дочка»
Отсчет своей истории Театр музыкальной комедии начал 17 сентября 1929 года.
Тогда он располагался в Народном доме, а на Итальянскую,13 перебрался только в 1938 году. Но вся жизнь театра, расположенного в одном из самых красивых мест Петербурга, всегда была связана с нашим городом, который он не покидал даже в годы тяжелейших испытаний. Личная история Руководитель литературно-драматургического отдела Музкомедии Марина Годлевская ребенком пережила всю блокаду. Она навсегда запомнила висящие над городом дирижабли, заледеневшие на путях трамваи и столярный клей, из которого дома делали похлебку. Удивительно, но тогда же у нее родилась любовь к музыке. Началась она с двух оперных пластинок бабушки-итальянки. «Мы слушали их во время бомбежек всю блокаду. В бомбоубежище не спускались никогда — как только объявляли воздушную тревогу, бабушка заводила патефон», - вспоминает Марина Годлевская. После войны, когда она уже закончила театральный институт, ей позвонил режиссер Михаил Дотлибов и предложил место заведующей литературной частью в Музкомедии. И хотя с жанром оперетты она была знакома плохо, уважение к единственному коллективу, проработавшему всю войну в осажденном городе, перевесило. Более того: именно Годлевская, для которой блокада стала очень личной историей, стала инициатором создания в театре музейной экспозиции, посвященной подвигу артистов в годы войны. Создавали ее буквально всем миром: в театр приходили его преданные поклонники и приносили памятные для каждого вещи – программки, фотографии и документы, радио военного времени и даже пудреницу для грим-уборной. «Случай, когда театр во время большой войны оставлен в городе, беспрецедентен. Сделано это было для того, чтобы поддержать дух ленинградцев, подарить жителям и фронтовикам минуты отдыха и веру в грядущую победу. И я считала своим долгом увековечить память о людях, которые несмотря на голод, холод и бомбежки, каждый день выходили на сцену. Это святое дело», - говорит она. Островок радости «Только представьте: все творческие коллективы эвакуируют вглубь страны. А артисты Музкомедии, скинув перед выходом на сцены шубы и ватники, выходят к публике в легких платьях. И, обмахиваясь веером, как можно убедительнее вздыхают: «Ах, как тут жарко!» И это в то время, как температура в зале не поднимается выше минус восьми градусов», - эмоционально рассказывает Марина Годлевская. Занавес открывался даже зимой 1941/1942 гг., когда в городе за сутки умирали до 40 тысяч человек. А в репертуаре не было ни одной замены. Если артист не приходил на спектакль, это, как правило, означало его смерть. Всего за время блокады театр выпустил 15 премьер, в их числе две военные оперетты – «Лесная быль» и «Раскинулось море широко», на премьеру которой пришел почти весь состав Балтийского флота. Очевидцы вспоминают, что билеты на спектакль вручали вместе с орденами. В годы Великой Отечественной войны Музкомедию называли «островком радости». А благодарные блокадники до сих пор признаются, что оперетта, пусть и ненадолго, помогала им забыть об ужасах войны. Кстати, в прошлом году спектакль «Раскинулось море широко» был переосмыслен и возобновлен. Его успех, как у публики, так и у специалистов, стал не менее громким, чем в военные годы. За создание музыкального памятника жителям блокадного Ленинграда оперетта была удостоена Специального приза экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Мужество артистов Только за первый год блокадно-фронтовой жизни театр выпустил 6 премьер. Всего же за годы войны было осуществлено 15 постановок. В это время в труппе числился 291 сотрудник, от голода и на фронте погибло более 100 человек. В театре даже был создан морг для умерших артистов и зрителей. «Идет обстрел, люди вскакивают с мест. А Александр Александрович Орлов, или, как все его звали, дядя Саша, говорит, не волнуйтесь, мол, ничего страшного, только стекла лопнули. У артиста Николая Радошанского так опухали ноги, что он не мог двигаться и постоянно находился в театре. Мужество артистов вообще не имело аналогов. У потрясающего артиста и человека Александра Масленникова погибли на войне два сына. Он не мог сказать об этом своей больной жене, и сам писал ей письма от их имени. А когда пришла похоронка на последнего, третьего сына, он должен был выйти на сцену и «смешить» зрителей в героическом спектакле «Лесная быль». И он это сделал. «Разве все это не подвиг?» - задает риторический вопрос Марина Годлевская. Славная история В день 95-летия театр Музкомедии вновь перелистает страницы своей славной истории. И покажет публике концерт, в который вошли фрагменты из самых известных постановок прошлых лет, а также военные песни, ставшие золотым фондом советского и российского музыкального театра. Традиция отмечать концертом самые важные для петербуржцев даты существует в театре уже давно. Трижды в год – в День начала блокады и в День полного освобождения города от фашистской блокады, а также в День Победы в Музкомедии дают общедоступные концерты. Их главными гостями становятся блокадники и ветераны, которые приходят в театр вместе со своими детьми и внуками. «Эти концерты как лакмусовая бумажка показывают внутренний градус нашей труппы. А когда в заключении концертов звучит песня «Ладога», вместе с артистами стоя ее поет весь зал», - говорит директор Театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф. К празднику, который Музкомедия готовит к 17 сентября, театр подходит с особой ответственностью. В отличие от предыдущего юбилея, он не будет делать гала-концерт, состоящий из фрагментов лучших оперетт и мюзиклов. «Сейчас мы решили посвятить свое выступление той славной странице, которая есть только у нашего театра — это его работа в блокаду. Мы хотим вспомнить о том, что дорого нам, более старшему поколению, и что очень важно для молодежи», - объяснил идею Юрий Шварцкопф. Он подчеркнул, что свой концерт, в котором примут участие лучшие артисты театра, они посвятят нашему городу, ставшему примером мужества и стойкости на многие лета. Секрет молодости «Театр Музыкальной комедии – это подлинное достояние Петербурга. Жанр оперетты и мюзикла только называется «легким». На деле это огромный труд поколений выдающихся артистов – настоящих мастеров, сочетавших все артистические таланты», - отметил губернатор Александр Беглов. В Музкомедии шутят: в контексте всемирной истории 95 лет – это юность. Здесь уверены: именно артисты оперетты знают, как сохранить молодость в сердце и душе. Секрет прост: это прекрасная музыка, острая шутка и веселый смех. По словам председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга Федора Болтина, к солидной юбилейной дате Театр музыкальной комедии пришел в хорошей форме. И уже сегодня закладывает те основы, которые позволят коллективу достойно встретить столетний юбилей. «Театр представляет собой живой организм, чутко реагирующий на меняющуюся обстановку в мире. А план премьер, намеченных на новый сезон, отличается разнообразием названий и вниманием к традициям», - отметил Федор Болтин. Он особо выделил социальную политику театра, напомнив, что тот одним из первых присоединился к новой губернаторской программе «Серебряный возраст» и регулярно проводит мероприятия для этой категории зрителей. «95 лет – это огромное событие. Пока чуть-чуть не хватает до столетия. Но именно сейчас мы закладываем ту основу, которая в эти ближайшие пять лет позволит театру встретить его вековой юбилей в масштабном и обновленном формате, но сохраняя при этом свои уникальные традиции», - подчеркнул Федор Болтин. Ну а первой премьерой 96-го сезона станет мюзикл «Капитанская дочка» Андрея и Ольги Петровых, посвященный юбилею Пушкина. Спектакль покажут 26 сентября.
Свежие комментарии