Актриса рассказала о своей связи с городом-побратимом Петербурга
- Дарья, вы часто говорите о Мариуполе. Что связывает вас с этим городом? - Так получилось, что родилась я в Томске, но в год меня привезли в Мариуполь. И я всегда считала этот город родным, своей малой родиной. Мои родители были артистами тогда еще Ждановского русского драматического ордена Знак почета Донецкого областного театра — вот такое очень долгое название у него было.
Отец – из уральской глубинки, заслуженный артист РСФСР, мама – народная артистка Украинской ССР Наталья Юргенс, ленинградка, блокадница. Работал в Петербурге и мой прапрадед Дмитрий Константинович Чернов – известный металлург и изобретатель, профессор Михайловской артиллерийской академии. Поэтому с Петербургом у меня связано многое, так же, как и с Мариуполем, где прошли мое детство и юность. А впечатления о театре и воспоминания о некоторых его спектаклях остались у меня на всю жизнь. - Наверняка вы, как ребенок, выросший за кулисами, впервые вышли на сцену еще в детстве? - Даже еще раньше. Впервые я попала на сцену в младенческом возрасте - меня нянчили на руках в спектакле «Поднятая целина». А в десять лет я уже играла вместе со своими родителями в спектакле «Власть тьмы» по пьесе Льва Толстого. У меня была довольно большая роль дочери главных героев - Анютки Лыткиной. Мама играла ужасную Матрену, а отец - Митрича. Премьера состоялась во Львове, во время гастролей, раньше они продолжались по несколько месяцев. А поставил этот спектакль главный режиссер Ждановского театра Александр Кадырович Утеганов, отец Алексея Утеганова, который сейчас ставит «Предупреждение» - первый совместный спектакль, в котором заняты артисты Петербурга и Мариуполя. - А как получилось, что вы уехали из Мариуполя в Петербург? - Когда в 1991 году развалился Советский Союз, огромное количество русских актеров, вообще, русских людей, понимая, чем все это может закончится, стали уезжать. Я в это время собралась поступать в ленинградский театральный институт, потому что здесь учился мой отец, и отсюда все мои предки по линии мамы. Но я постоянно повторяла, что после учебы хочу вернуться в Мариуполь, который оставался для меня родным городом. Я разрывалась между двумя прекрасными городами – Мариуполем, который искренне любила, и Петербургом, который стал моей второй родиной. - К радости зрителей, вы все же выбрали петербургскую сцену. - Я не сразу прижилась в Петербурге, и все время хотела вернуться домой. Но мама мне сказала: «Даже не вздумай! Потому что скоро случится так, что русского языка не будет. Сейчас они медленно, но верно заставляют всех говорить на украинском языке, театр тоже перейдет на украинский, и придут бандеровцы». Когда я все это услышала, страшно возмутилась. Кричала: «Мама, как мы можешь говорить такое?!» Ничего этого не будет!» Но она мне твердо отвечала: «Вот увидишь, будет. Где ты тогда станешь работать?». Я навсегда запомнила, с какой интонацией она произнесла: «Знай, театра не будет». Она сказала это зло, но точно со знанием дела. Тогда я и представить себе не могла, что все ее слова окажутся пророческими. Здание театра будет практически уничтожено в марте 2022 года. Слава Богу, что мама этого уже не увидела. Она ушла из жизни в 2014 году, сразу после Майдана. Они с папой оба похоронены в Мариуполе. - Слышала, что раньше вы не могли туда приехать. - Да, с 2014-го или 2015-го года. Когда все это случилось – кроваво, больно, жестоко, было страшно. Нашу квартиру, как и многих других людей, разбили, мародеры из ВСУ грабили ее много раз. Все это время мой брат оставался там. С ним не было никакой связи, а город, по сути, оказался в блокаде. Там невозможно было жить. Это сейчас жутко даже представить, страшная боль. С тех пор я всегда мечтала только об одном – чтобы Мариуполь, пройдя таким страшным кровавым путём, стал российским. И моя мечта сбылась! А уж когда он стал побратимом Петербурга – второй моей родины, я была счастлива. - Сейчас вы играете на сцене и в кино, преподаете в том самом театральном институте, который сами закончили (сегодня это РГИСИ - Российский государственный институт сценических искусств). И даже набрали мариупольский курс. - Я не имею права их бросить. Театральный институт на Моховой закончил мой отец, закончила я. Здесь учился мой сын и сейчас учится моя дочь. И что самое поразительное - мало того, что я училась у Александра Николаевича Брусницына в 64-ой аудитории, так сейчас ребята, которые занимаются на нашем курсе с Сергеем Ивановичем Паршиным, народным артистом России, тоже учатся в этой же аудитории. Это какая-то невероятная мистическая цепь событий. - Совсем скоро состоится премьера спектакля «Предупреждение». В нем примут участие артисты из Петербурга и Мариуполя. Расскажите о проекте. - Этот спектакль ставит режиссер Алексей Утеганов. Мы знакомы с ним, не поверите, еще с колясочного возраста. Когда мне было два года, а ему один, я его качала в коляске. Потом мы встретились с ним в Петербурге, когда и он, и я окончили театральный институт на Моховой и пришли работать в Молодежный театр на Фонтанке. Кстати, когда много лет назад его отец поставил в Мариуполе спектакль «Медея» с моей мамой, Алексей в память о наших родителях перенес его к нам в Петербург. И потом я и мой сын Егор Лесников привезли этот спектакль на юбилей моей мамы в Мариуполь, и сыграли на сцене ее родного театра специально для нее. Сейчас Алексей Утеганов занят замечательным проектом, который еще крепче соединит Санкт-Петербург с городом-побратимом. В спектакле я буду играть вместе со своими детьми – Александрой Юргенс и Егором Лесниковым. И еще с теми артистами, со многими из которых я знакома по мариупольскому театру, в нем прошло все наше общее детство. Только они остались, а я уехала. - Сейчас, когда уже можно приехать в Мариуполь, вам удается бывать там? - Конечно. Совсем недавно я была на своей родине. Театр, который восстанавливают петербургские строители, пока недостроен. Но он вырастает буквально на глазах. Его очень быстро возводят, это просто невероятно. В спектакле, который покажут в Мариуполе в сентябре, мы снова будем вместе. И мне кажется, что это важно, нужно и здорово. Я считаю, что это очень большое и хорошее дело.
Свежие комментарии