Он возглавляет Зоологический институт РАН
На премьере фильма об ученом-орнитологе и директоре Зоологического института РАН Никите Чернецове зал то и дело взрывался смехом – настолько живым, пронизанным добрым юмором получилось киноповествование. Весело и с иронией Настрой на веселый, чуть ироничный лад был дан буквально с первых кадров, где мы видим открытую форточку в кабинете академического института, а затем в нее с улицы влезает Никита Чернецов и как ни в чем не бывало приступает к рутинной директорской работе – подписывает документы, руководит процессом.
Портреты великих ученых в его кабинете сняты так, как будто они переглядываются со зрителем. «Я никогда не приказываю, я прошу. Но надо понимать, что просьба начальника – это вообще-то приказ», – поясняет Никита Чернецов, комментируя и свой стиль руководства, и одновременно философию жизни. И снова после этой фразы героя фильма в зале Научной библиотеки имени М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета, где и проходил премьерный показ, звучал смех. Ткань фильма очень насыщена веселыми и ироничными моментами. И эту интонацию авторы фильма заимствовали у героя. Между тем, предмет деятельности Никиты Чернецова – ученого и руководителя – чрезвычайно серьезен. Минутная остановка на временной выставке в Зоологическом музее – и герой раскрывает уникальность учреждения. «Это один из самых ценных предметов – чучело бескрылой гагарки. Это вымершее животное, таких птиц больше в природе нет, они истреблены в XIX веке. Чучела вымерших животных являются огромной ценностью, и, если в музее есть такие объекты, то это сразу музей мирового уровня», – отмечает ученый. Загадка форточки раскрыта На занятиях со студентами биологического факультета СПбГУ, где он преподает одновременно с руководством Зоологическим институтом, он говорит о магнитном компасе у перелетных птиц, о том, как они учатся находить дорогу к месту зимовки по звездам, о том, что для них свойственно двойное дыхание – птицы дышат и на вдохе, и на выдохе и поэтому могут подниматься на высоту пять тысяч метров, не нуждаясь в акклиматизации. При этом Никита Чернецов постоянно подтрунивает – над птицами, над ситуацией, над собой. И поэтому, когда на премьере фильма его спросили, что он делает, чтобы студенты во время лекции в нужный момент проснулись, такой вопрос выглядел немного странно – трудно себе представить, что, слушая Никиту Чернецова, кому-то удастся заснуть. В финале фильма, наконец, раскрывается интрига – зачем же директор института вылезал в форточку. Оказывается, на внешнем подоконнике очень удобно сидеть и рассуждать, например, о биологии: «Молекулярная биология за 30 лет, с тех пор как я окончил университет, ушла настолько далеко, что я ее, современной, просто не знаю. Я понимаю, что мой диплом биофака можно выкинуть. Я иногда думаю: «Вот выйду на пенсию, поступлю на 1 курс, буду учиться». Однокурсники, конечно, будут надо мной смеяться. Ну и ладно. Я подумаю, у меня еще есть время». Иронично-юмористический эффект усиливает саундтрек, создавая целостное художественное пространство фильма. Комментируя на премьере фильм о себе, член-корреспондент РАН с удовлетворением сказал: «И все-таки получилась комедия». В лучших традициях кинодокументалистики В картине нет ни одного слова закадрового текста. Нет пояснения, где происходит действие – в кабинете академического института или на орнитологической станции на Куршской косе. Портрет героя создается иными красками, характерными для ленинградской-петербургской школы документального кино. Эмоции, настроение, пойманные благодаря внимательному наблюдению за героем, рассказ героя о себе, о своей семье, о профессии не требуют дополнительных пояснений и успешно раскрывают характер. «Фильм о Никите Чернецове создан в рамках большой серии, посвященной 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета. Первый фильм вышел в 2021 году, фильм о Никите Чернецове – двадцатый. Ограничений по количеству серий в проекте нет, – рассказала «Петербургскому дневнику» начальник Отдела мультимедийных проектов Медиацентра СПбГУ Анастасия Минвалеева. Она и студентка 4 курса Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Анна Бондаренко – соавторы фильма, его режиссер – Роман Померанцев, ведущий сотрудник Медиацентра университета. Показы фильмов серии «Отражения» проходили в Доме Кино, в Союзе художников, в Арт-пространстве Mars, в Музее искусства Санкт-Петербурга и, как и фильм о Никите Чернецове, в Научной библиотеке имени М. Горького СПбГУ – в главном здании университета. Чудеса семейственности Атмосфера фильма передалась и участникам премьеры. Мама главного героя – Милена Рождественская, филолог, профессор СПбГУ, комментируя картину, не удержалась от замечания, что вылезать в окно она бы, конечно, сыну не разрешила, чем вызвала новый взрыв смеха собравшихся. И попутно рассказала еще более смешную историю с окном, которая произошла с Юрием Кнорозовым – сотрудником Кунсткамеры, получившим всемирную известность после того, как он смог расшифровать язык Майя. «Юрий Валентинович был очень немногословен. Настолько, что, будучи оппонентом при защите диссертации у моего мужа, он сказал лишь пять слов: «Диссертация хорошая. Претензий не имею». Видимо, его немногословность привела к тому, что он очень не любил общаться с журналистами, и когда к нему приехали брать интервью, он просто открыл окно и вылез в него на карниз. И именно в этот момент по Университетской набережной проезжала милицейская машина. Конечно, их заинтересовал гражданин, вылезший из окна одного из богатейших музеев мира. Но, к счастью, ситуация быстро разъяснилась», – рассказала Милена Всеволодовна. Никита Чернецов раскрыл собравшимся причину, по которой он выбрал биологию делом своей жизни. «Конечно, меня интересовала не только биология. Но мне совершенно не хотелось, чтобы меня в научной среде считали в первую очередь сыном такого-то, внуком такого-то, племянником такого-то. Поэтому путь в филологию и антропологию я для себя исключил», – рассказал ученый, заметив, что хотел что-то из себя представлять без всякой связи с родными. И ему это удалось. Интересно, что на премьере были люди, учившиеся у Милены Всеволодовны на Филфаке, люди, знавшие ее супруга, сотрудника Кунсткамеры Севира Чернецова, и поэта Серебряного века Всеволода Рождественского. И только собравшись вместе на показе фильма, они с удивлением обнаружили, что зная всех этих выдающихся людей по отдельности, не имели ни малейшего представления о том, что все они – близкие родственники.
Свежие комментарии