Она разместилась в двух комнатах – Мемориальной и Последней – и рассказывает о самых драматичных десятилетиях в жизни поэтессы
Обновление мемориальной экспозиции пространства, в котором жила Анна Ахматова, – событие не ординарное. В Фонтанном доме объясняют: им важно было разрушить устоявшееся мнение о том, что музей – это некая застывшая форма памяти, где все неизменно.
И поэтому они пошли на смелый эксперимент. Восемь лет Впервые за 20 лет в Музее Анны Ахматовой обновили, точнее, принципиально другим образом собрали экспозицию в двух последних комнатах. В них Анна Андреевна прожила с осени 1944 по 1952 год. Эти восемь лет включили в себя кратковременную славу, когда после выступления в Колонном зале Москвы ей устроили 15-минутную овацию. Травлю после постановления о журналах «Звезда» и «Ленинград», которую она переживала как гражданскую казнь. И, конечно, аресты: Николая Пунина, из лагеря не вернувшегося, и сына Льва Гумилева, которого, вопреки ее надеждам, не уберегла даже медаль «За взятие Берлина». «Это мемориальное пространство связано с огромным периодом жизни Анны Ахматовой. Сейчас оно полностью построено на мемориальных предметах, которые соединяются с проекциями, художественными высказываниями, скульптурными образами», – пояснила ученый секретарь Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме Светлана Грушевская. Своя история По словам специалиста, раньше эти две комнаты представляли собой скорее кураторское высказывание, сделанное к тому же два десятилетия назад. Да и большинство предметов, представленных там, непосредственного отношения к Анне Ахматовой не имели, а были типологическими, то есть относящимися к тому времени.Теперь это пространство наполнили подлинные предметы, у каждого из которых своя судьба и своя история. Они убедительно и образно рассказывают о последних годах жизни Анны Андреевны и помогают осмыслить суть и масштаб ее поэзии. Вот Мемориальная комната. Два стула, зеркало, в которое уже нельзя было глядеться, горка с битой, но такой дорогой ей супницей, гребень и шкатулка. По легенде Николай Гумилев привез ей этот подарок из путешествий по Абиссинии. Неподалеку сковородка, в которой Ольга Берггольц приносила еду, так как Ахматова из-за опалы была лишена продовольственных карточек. Именно в этой комнате Ахматова написала «Реквием» и «Поэму без героя». «Бесприютная государыня» Композиционным центром Последней комнаты стал стол из комаровской «Будки», за которым создавалась большая часть поздней ахматовской поэзии. На столе – книги из личной библиотеки Ахматовой, их большая часть хранится в музее. Томики Пушкина, творчество которого она изучала профессионально. Бытовые вещи – от бус и очков для чтения до трогательной коряжки, их она любила собирать в Комарово.
На стуле напротив – издание поэмы «Реквием». На стене слева – фотографии «бесприютной государыни», как называл ее Иосиф Бродский, в том числе две, сделанные рукой нобелевского лауреата. Также демонстрируется кинолента, отснятая в Комарово Никой Глен, литературным секретарем Ахматовой. На кресле – мантия почётного доктора Оксфордского университета, которое было присуждено Ахматовой в 1965 году. По легенде, Анна Андреевна, хорошо знающая цену славы, иронично и царственно ходила в ней собирать грибы. Рядом на кушетке работающий на контрасте подлинный ахматовский палантин, в котором она выступала в Москве. А вот паркет под столом отсутствует. Точнее, он разобран на дощечки, которые сложили возле печки. Кстати, ими, так же, как и книгами Ахматовой, топил печку проживающий здесь во время блокады бухгалтер. Здесь же, на полу, помещены 24 скульптурных изображения поэта, в разное время созданные разными авторами. И напротив, через прострел открытой двери, буфет, где под бельевым прессом семейное фото, как судьба того поколения, о котором она рассказала в «Поэме без героя».
Свежие комментарии