В Петербурге состоялось премьера оперы Александра Чайковского «Милосердие», поставленной по единственной пьесе Николая Рериха. Почему она ошеломила композитора, как он делит жизнь между двумя столицами, и над чем сейчас работает?
Александр Владимирович, о Рерихе-художнике слышали все. А вот о его пьесе – немногие.
Как родилась идея ее создания? Действительно, большинство зрителей никогда не слышало о том, что наш великий художник написал пьесу «Милосердие», кстати, единственную в его творчестве. Поэтому люди, узнав об этом, также, как и я, испытали настоящий шок. Такое ощущение, будто эта пьеса написана вчера вечером – настолько актуальны поднятые в ней темы. Лично на меня, когда я ее прочел, она произвела просто ошеломляющее впечатление. У оперы достаточно необычный сюжет. По большому счету, это такая философская история о судьбах мира, как это ни громко звучит. Размышление на темы жизни и смерти. По сути, это притча-былина, которая особенно актуальна в связи с сегодняшними событиями. Либретто мы создавали вместе с Николаем Денисовым. Как шла работа над таким необычным произведением? Очень трудно. Несмотря на то, что Рерих был очень театральным человеком, и, как художник, оформил массу спектаклей, он едва ли представлял, что когда-нибудь его сугубо драматическая пьеса ляжет в основу оперы. Поэтому иногда нам приходилось решать настоящие головоломки и думать, как положить все это на музыку и какие новые ходы придумать. И что вы сделали, чтобы зрители поняли и приняли это непростое для восприятия произведение? Если говорить о музыке, то мне казалось, что здесь она должна быть очень разной. Чтобы зритель, он же слушатель, имел возможность переключиться с какого-то одного стиля и жанра на другой. Чтобы он все время подхлестывался какими-то любопытными нетривиальными для него приемами. Например, наряду с обычными вокалистами у нас показаны и бандиты, которые не поют, а занимаются только мелодекламацией. Ритмически в этом есть интересный контраст. А поскольку опера не может существовать без женского голоса, мы добавили лирическую интригу и женские партии. С точки зрения композиторских приемов в опере используются многие выразительные средства. Приемы электронной музыки соединяются с атональной, традиционной и даже рок-музыкой. Премьера оперы состоялась в Концертном зале Мариинского театра. И хотя родились вы в Москве, Петербург для вас тоже не чужой город. Впервые я приехал в Ленинград первокурсником, участвовал в концерте в консерватории. Город меня потряс, и я всем сердцем полюбил его. Потом получил заказ оркестровать музыку Грига для балета «Фея Рондских гор». А в 1979 году меня пригласил хореограф Олег Виноградов сочинить балет «Ревизор» для Кировского театра (Мариинского театра), где в течение десяти лет я был советником по репертуару. Потом работал приглашенным профессором Петербургской консерватории, а с 2005 по 2008 стал ее ректором. Я очень люблю Мариинку-3, где и состоялась наша премьера, и считаю, что по акустике это один из лучших залов в мире. Здесь уже есть свои музыкальные традиции и своя публика. То, что это удалось сделать Валерию Абисаловичу Гергиеву просто замечательно. В этом зале идут очень интересные и разнообразные программы, есть место классике и опере, сольным концертам и авангардной музыке. В общем, я очень люблю эту сцену, на которой мои концерты звучат и сегодня. Сейчас я затрудняюсь сказать, москвич я или петербуржец. В столице — работа. В Москве я служу художественным руководителем Московской филармонии, заведующим кафедрой композиции в Консерватории и являюсь председателем Совета Союза композиторов России. А в Петербурге моя семья, здесь родился мой сын, здесь я сочиняю музыку. Поэтому каждый город дорог мне по-своему. А как начинался ваш музыкальный путь? Какую роль в вашей судьбе сыграл ваш дядя известный композитор Борис Чайковский? Он оказал на меня большое влияние. Когда я учился в Центральной музыкальной школе, мы жили вместе в коммунальной квартире и тесно общались. Особенно мне, школьнику, нравилось, что композиторам не надо заниматься на рояле по несколько часов, что они более свободные люди, чем исполнители. Поэтому, когда я, уже учась в московской Консерватории, перетрудил правую руку (готовился к конкурсу в Париже) и не мог заниматься, то от нечего делать написал несколько романсов. С этого все и началось. Значимым произведением для меня стал Первый Виолончельный концерт, который я написал еще аспирантом в 1975 году. Он был хорошо принят и стал репертуарным. Вы завершили огромный труд. Сейчас, наверное, можно немного отдохнуть? У меня на это нет времени. Уже одновременно с оперой Рериха было несколько заказов. А сейчас я практически заканчиваю партитуру над оперой по произведениям Виктора Астафьева. Премьера, которую мы посвятим 80-летию Победы, запланирована в день рождения писателя, первого мая 2025 года. Она должна состояться в Красноярском театре оперы и балета, ведь Астафьев – уроженец этих мест. Я сам написал либретто на основе его повестей «Звездопад», «Пастух и пастушка» и пьесы «Прости меня». Рабочее название оперы в двух действиях — «Любить на войне». Она повествует о драматических историях любви, которые описаны в этих двух повестях, и о грандиозной силе духа женщин. Я перечитал все 15 томов Астафьева, который сам вышел из войны. И еще раз убедился в том, насколько злободневна эта тема. Мне очень хотелось, чтобы и в «Милосердии», и в астафьевской опере люди увидели всепобеждающую силу любви. Справка Александр Чайковский, народный артист РФ, председатель Совета Союза композиторов России, профессор московской консерватории, председатель Общественного совета при Министерстве культуры. Чайковский - один из самых активно работающих композиторов нашего времени, завоевавший признание в России и за рубежом. Он написал 13 опер, 3 балета, камерные сочинения, концерты, симфонические и вокально-симфонические произведения.
Свежие комментарии